Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Я работаю в ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода в должности логопеда более 12 лет. Воспитанники, которые поступают в  наш центр, в силу трудных жизненных ситуаций в семье, чаще всего не посещают дошкольные учреждения, имеют социально-педагогическую запущенность, нервно-психические нарушения и ряд сопутствующих заболеваний. Для таких воспитанников характерно нарушение многих сторон деятельности: высокая утомляемость, низкий уровень работоспособности, множественные и достаточно сложные речевые нарушения.

Так как между речью и моторикой  существует прямая зависимость, в двигательном развитии таких воспитанников наблюдается отставание  по различным параметрам: это низкий уровень ловкости,  быстроты,  точности в  общей, мелкой и артикуляционной моторике.  Это накладывает свой негативный отпечаток на жизнь ребенка в целом, затрудняет  общение и адаптацию в детском коллективе.

Задача логопеда СРЦН – скорректировать речь с помощью различных методов и приемов.  Одним  из эффективных вспомогательных средств   работы логопеда по профилактике и коррекции различных нарушений речи является логоритмика.  Логоритмика — это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, эффективный метод  логопедической работы по развития речи ребенка. Логоритмические упражнения помогают преодолевать речевые  нарушения путем развития двигательной сферы ребенка в сочетании со словом и ритмом.

Когда я  стала применять элементы логоритмики на своих занятия, то  отметила, что детям очень нравится данный вид работы. Игры и упражнения предлагались детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под счёт или словесное стихотворное сопровождение. Использование музыки, как ритмической основы, в хороводах, танцах, песнях и речевых упражнениях,  стало возможным с привлечением музыкального работника нашего учреждения Тимофеевой А.Е.

Используя в работе логоритмические упражнения, мы увидели, как благотворно они влияют на наших воспитанников с так называемым речевым негативизмом, так как создают положительный эмоциональный настрой речи, мотивацию к выполнению коррекционных упражнений. Дети с удовольствием включаются в пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

Таким образом,  возникла необходимость создания программы по  логоритмике. На основании полученной нашим учреждением в 2016 году лицензии на право оказывать образовательные услуги, логопедом и музыкальным руководителем была разработана дополнительная общеобразовательная дополнительная общеразвивающая программа «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях».

          Цель программы – преодоление речевых нарушений у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы.   Главный принцип проведения логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, ритма, музыки  и движения.

Работа на логоритмических занятиях строится по двум основным направлениям: развитие речевых и неречевых процессов.  
Направление развития речи детей и коррекция  речевых нарушений включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Развитие неречевых процессов предполагает  совершенствование общей моторики, координацию движений, ориентацию в пространстве; регуляцию мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей.

Каждое занятие программы имеет определенную структуру: оно содержит  подготовительную, основную и заключительную части.

В подготовительной части используются вводные упражнения для развития умения вслушиваться в  обращенную речь, развития слухового внимания, создания положительного эмоционального настроя.

В основной части используются:    просмотр  мини-презентаций с целью активизации знаний и расширения словарного запаса по теме занятия;  двигательные упражнения в сочетании с рифмованным текстом  для развития  умения  владеть своим телом, укрепления  мышц, развития  чувства  ритма;  артикуляционные упражнения для уточнения правильного звукопроизношения, развития подвижности языка, челюстей, губ; пение для укрепления голосового аппарата; речедвигательные игры с использованием простейшего стихотворного текста для развития  чувства темпа,  ритма, координации  речи с движением;  дыхательные упражнения для развития длительного, плавного неречевого выдоха;  пальчиковые игры для развития мелкой моторики;   подвижные игры для  координации слова и движения.

В заключительной части используются  релаксационные упражнения для  снятия мышечного и эмоционального напряжения, подводятся итоги и позитивно оценивается деятельность детей.

   Успешность логоритмики зависит во многом от того, нравятся ли детям  занятия, получают ли они удовольствие от них. Воспитанники нашего центра с удовольствием приходят на логоритмические занятия, потому что это весело и интересно. Занятия логоритмикой требуют от  воспитанников внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, помогают детям становиться более раскрепощенными, эмоциональными.

      Мы  работаем по программе  «Развитие правильной речи у детей на музыкально-логоритмических занятиях» уже четыре года и убедились в  том, что логоритмические занятия улучшают качество речи детей, развивают  их коммуникативные навыки, и, как следствие, способствуют эффективной адаптации, реабилитации и социализации воспитанников.

                                                                  Учитель-логопед Кирюхина Н.В.

ГБУ СРЦН «Ласточка» Нижегородского района гор. Н.Новгорода

Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Вконтакте Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Одноклассники Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Телеграмм


Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст