Подведомственное учреждение Министерства социальной политики Нижегородской области

 Версия для слабовидящих

Как детям с аутизмом подготовиться к самым длинным каникулам? Почему даже на отдыхе необходимо четко придерживаться расписания и не забывать о полезных рутинах? И чем родителям могут помочь таймеры и социальные истории?

Лето — это время, которого дети ждут с нетерпением. Никаких школьных занятий — никаких домашних заданий. Но у детей с расстройством аутистического спектра (РАС) изменение распорядка дня может спровоцировать стресс. Многие из них с трудом адаптируются к переменам. Напряжение, которое они из-за этого испытывают, может отразиться на состоянии их родителей и других членов семьи.

Вот несколько рекомендаций, которые помогут детям с РАС плавно перейти в режим отдыха и провести летние каникулы с пользой.

Составьте летнее расписание. Планирование помогает детям с РАС приспособиться к изменениям. Заранее предоставьте ребенку ежедневное расписание на лето и придерживайтесь его. Приемы пищи и отход ко сну должны происходить в одно и то же время. Выделите часы для повторения навыков, изученных в школе, практики социальных навыков, но также для отдыха и игр. Заблаговременно сообщайте ребенку о возможных отклонениях от расписания и семейных путешествиях, чтобы поездка в парк развлечений или отдых на пляже не стали для него дополнительными источниками стресса. Предупреждайте его о таких днях как можно раньше.

Используйте таймеры / будильники. Таймеры полезны тем, что дают детям с РАС визуальную подсказку. Часы, которые находятся в поле зрения, помогают ребенку следовать расписанию: благодаря им он будет знать, когда ему пора выходить из дома или приступать к выполнению того или иного дела.

Подготовьте социальные истории. Социальные истории — отличный способ объяснить детям с РАС новые для них ситуации. Сообщив ребенку заранее, что будет происходить, можно уменьшить потенциальное беспокойство и стресс.

Познакомьте ребенка с новыми местами и активностями. Если вы собираетесь отправить ребенка в летний лагерь или поехать с ним на пикник, заранее расскажите ему во всех деталях о новых видах деятельности или местах. Например, хорошей идеей будет отвезти его туда, где находится летний лагерь, и, если возможно, познакомиться с вожатыми. Кроме того, объясните ребенку, чем он будет заниматься в лагере / на пикнике, чтобы у него было представление о том, чего ожидать.

Ограничьте экранное время и чаще выходите на улицу. Постарайтесь найти занятие на свежем воздухе, которое нравится вашему ребенку (качание на качелях, игра в пятнашки, катание на велосипеде, плавание) и позволит ему или ей каждый день сжигать немного энергии. Упражнения важны как для физического, так и для психического здоровья.

Поощряйте желательное поведение. Создание и поддержание диаграммы поведения также поможет структурировать повседневную жизнь летом. Определите 2–3 действия, которым вы хотели бы отдать приоритет (например, уборка после игры, мытье волос) и вознаграждайте ребенка, когда он их выполняет. Поощряйте поведение, которое вы наблюдаете, прежде чем попросить ребенка о чем-то еще.

Подготовлено  Marcus Autism Center, переведено Фонд «Обнаженные сердца».

Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Вконтакте Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Одноклассники Страница ГБУ «Городецкий психоневрологический интернат» Телеграмм


Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст