Правила этикета при общении с людьми с инвалидностью
Главный принцип — общайтесь как с равным. Инвалидность — это особенность, а не определяющая черта личности.
Говорите напрямую с человеком, а не с его сопровождающим, сурдопереводчиком или помощником.
Используйте правило «люди-первый язык». Говорите «человек с инвалидностью», «человек, использующий коляску», «ребенок с аутизмом». Это ставит личность на первое место.
Не проявляйте жалость и не говорите снисходительным тоном. Фразы вроде «ты такой молодец» (за обычные действия) могут быть оскорбительными.
Предлагайте помощь правильно. Всегда спрашивайте: «Вам нужна помощь?» и дождитесь ответа. Не хватайте человека и его средства передвижения (коляску, трость) без разрешения.
Не давайте непрошенных советов по лечению и не рассказывайте истории о «чудесных исцелениях».
Не задавайте личных вопросов о здоровье. Если человек захочет, он сам расскажет о своей инвалидности.
При общении с человеком на коляске
Общайтесь на одном уровне. По возможности присядьте, чтобы ваши глаза были на одном уровне с его глазами.
При общении с незрячим или слабовидящим человеком
Всегда представляйтесь и представляйте тех, кто с вами: «Здравствуйте, меня зовут Ирина, со мной мой сын Андрей».
Говорите нормальным голосом. Не нужно кричать — у людей не слабеет слух.
Предлагая помощь при передвижении, позвольте человеку взять вас под руку. Кратко опишите препятствия: «Через два шага будет бордюр вниз».
При общении с неслышащим или слабослышащим человеком
Привлеките внимание легким взмахом руки или коснитесь плеча.
Встаньте так, чтобы ваше лицо было хорошо освещено. Не говорите, повернувшись спиной к окну.
Говорите четко, в нормальном темпе. Не нужно кричать или чрезмерно артикулировать — это искажает губы и мешает чтению с губ.
Если вас не понимают, перефразируйте мысль, а не повторяйте одно и то же.
При общении с человеком с нарушением речи
Не перебивайте и не торопите говорящего. Дослушайте мысль до конца.
Не притворяйтесь, что поняли, если это не так. Вежливо переспросите. Можно повторить ту часть, которую вы расслышали.
Сосредоточьтесь на сути разговора, а не на качестве речи.
При общении с человеком с ментальными особенностями
Говорите просто и четко, используйте короткие предложения.
Будьте терпеливы и дайте время на ответ или реакцию.
Задавайте конкретные вопросы, требующие короткого ответа.
Если вы случайно употребили некорректное слово или сделали неловкое предположение, просто и искренне извинитесь: «Простите, пожалуйста, я не хотел(-а) быть бестактным». И продолжайте общение в нормальном, уважительном тоне.
Воспитатель ОДПН Русакова М.В.
